В традиционном шаманизме до, после и во время обрядов принято совершать подношения духам и предкам. Для этого предлагается черная и белая пища. Черную пищу – алкоголь, табак, чай принимают духи Нижнего мира, белую – молоко, сладости, выпечку – Духи Среднего и Верхнего миров. Для подношений-жидкостей шаманы берут специальную обрядовую ложку тос-карак («тос» – девять, «карак» – глаз) – девятиглазку. Конечно, можно это делать с помощью самого «чистого» безымянного пальца руки или веточкой артыша, но вернее все-таки будет использовать тос-карак.
Не принципиально, будет ли она самодельной, заказана у мастера, или куплена в специальном магазине шаманской и буддийской атрибутики. Важно, чтобы она была деревянной (чаще всего используется береза) и имела 9 углублений. Каждая из ямок - символ отдельной ложки, а вместе они одновременно кормят 9 небес, не обижая никого ни по времени, ни по объему – уважение всем выказывается в равной степени. Наполняя ложку молоком, делается подношение всем 9 небесам Верхнего мира, водкой – девяти небесам Нижнего. По идее, для разных миров должны быть свои ложки, и не желательно из тос-карак посвященной духам Нижнего мира, кормить духов Верхнего. Подробнее об обрядах кормления духов с помощью «девятиглазки» - в книге «Шаманский канон».
У каждого углубления свое предназначение:
Первое – подношение Солнцу. Второе – Земле. Третье – Воде. Четвертое – Дереву. Пятое – Стреле. Шестое – Огню. Седьмое – Орлу. Восьмое – Маралу. Девятое – Медведю.
Либо подношения девяти небесам одного из миров, в зависимости от подношения (молоко или водка). Они должны быть разными, для верхнего мира одна, для нижнего другая. Ложка не универсальна, если однажды давали подношение молоком, то она только для молока.
У некоторых последователей священной традиции шаманизма есть ложки с семью или тринадцатью глазами – это вполне допустимо.
Тувинцы и хакасы используют тос-карак ежедневно в быту, разбрызгивая молоко кобылиц после каждого доения. Делает это, как правило, хозяйка юрты, с благодарностью на все четыре стороны света. В праздники с помощью тос-карак кормят обрядовый огонь, совершая подношение Матери Огня. При этом произносятся слова: «Оршээ хайы¬ра¬кан!» - «Боже, храни!».
Тос-карак может быть совершенно простой, а может украшаться объемной резьбой с узорами в национальном стиле. Орнаменты бывают в виде зерна, травы, облаков, гор или узла счастья.
Ложка обязательно регулярно тщательно моется и покрывается маслом. Это может быть саржаг и простое чистое сливочное. Небольшое количество масла втирается в поверхность ложки, и потребуется ровно столько, сколько вберет в себя дерево. Благодаря такому уходу лодка служит долго, не пересыхая и не растрескиваясь.
На конец ручки тос-карак вешаются ленты ткани (чаламаа) священных цветов. Одна из лент может означать цвет года, в котором родился владелец ложки – его менге.
Тос-карак, представленные на фото, изготовлены вручную мастером из Хакасии. В традиции считается, что ручная работа несет в себе больше смыслов, а значит, подношение будет ценнее и угоднее духам. Особенно, когда предметы выполнены в единственном экземпляре, что говорит об их уникальности сосредоточении на замыслах, вложенных в ее изготовление.
Master Bo