Архаты – святые при жизни

Арха́т (в переводе с санскр. — достойный) — в буддизме человек, который достиг неполной (то есть, при жизни, а абсолютная нирвана достигается после смерти) нирваны и вышел из колеса перерождений – сансары.


Его душа стала настолько совершенной и высокой, что получила право ощущать спокойствие в абсолюте, не испытывая страстей и чувства эгоизма. 


Кто такие архаты


Архат – это человек, ставший святым еще при жизни. Но что значит быть святым? Какими качествами нужно обладать и как этого достичь?

 

Архаты в добуддийский период


В добуддистской Индии «архат» обозначал святого человека с мощной энергетикой, который вел аскетичный образ жизни. В отличие от будд и бодхисаттв, они могут совершать ошибки и отклоняться от выбранного пути. Так что достичь статуса архата сложно, но гораздо проще, чем стать буддой. Архат освободился не от всех желаний, не достиг полного совершенства и вполне может вернуться к обычной человеческой жизни. 


Источники традиции утверждают, что у архата могут быть ночные поллюции, незнание чего-либо, его могут одолевать сомнения, его может определить другой, и практиковать можно через произнесение священных слов.


Архаты в буддизме Тхеравады


Ранняя ветвь буддизма – тхеравада – говорит о том, что архат – это человек, который сумел полностью избавиться от омрачений. То есть он не способен намеренно убить, украсть, вступить в половые отношения, солгать, копить вещи ради удовольствия, а также делать что-то, если им движет страсть, злоба, заблуждение и страх.


Достичь просветления такого уровня могут, пожалуй, только буддийские монахи, целые дни проводящие в молитвах и стремлении к нирване. И то не с первой жизни: им нужно несколько раз переродиться, и уметь самостоятельно вести образ жизни, благодаря которому он станет святым.


Впрочем, мирянин тоже может стремиться стать архатом. Но для начала нужно позаботится об улучшении своей кармы. Для этого нужно делать добрые дела, затем в следующей жизни переродится монахом, и только потом замахнуться на статус святого при жизни. Те, кто изучает буддизм глубоко, говорят о том, что для наивысших достижений, мирянину не обязательно становиться монахом, для этого достаточно всего лишь попасть на небеса. Впрочем, этого «всего лишь» добиться не так уж просто.


Умерев, он не перерождается, потому что эти оковы исчезают, а значит, его больше ничего не держит. После погружения в нирвану, его тело продолжит поддерживать пять функций – остаточных явлений: физическую форму, чувства и ощущения, восприятие, ментальные формирования и сознание. Но стоит ему умереть окончательно, и эти функции перестают работать, уничтожая все следы пребывания человека в этом мире. Он полностью свободен от влияния сансары.


Даже сам Будда Шакьямуни сначала получает статус архата, став свободным от жадности, ненависти, заблуждений, невежества и страстных желаний. Не избавься он от них через медитации, так и перерождался бы до бесконечности. 


Чтобы монаху достичь нирваны, ему нужно выбрать один из четырех путей:
- сначала развить душевное равновесие, а потом постичь глубинные причины и связи.
- сначала развить глубинные причины и связи, а только потом душевное равновесие.
- и то, и другое развивает постепенно.
- ум монаха возбуждается, он развивает душевное равновесие и избавляется от оков сансарического мира.


Тот, кто только вступил на путь просветления – сотапанна – совершенствуется в морали и учится уважать три буддийские драгоценности. Просветления он достигнеть только через 7 перерождений. 


После сотапанн идут сакадаги. Они ещё раз родятся в человеческом мире, и потом станут архатами.


Те, кто больше не ощущает ненависти и жадности, но еще обладает остатками заблуждений, становятся анагами (невозвращающимися на землю). Они перерождаются на небе, там же и обретут полное просветление. 


Высшая ступень в этой лестнице – архат.


Архаты в буддизме Махаяны


Махаянские буддисты вывели свою систему достижения просветления, посчиатв за идеал самого Будду Гаутаму: архат, пратьекабудда, самьяксамбудда, татхагата. Адепты Махаяны не стремятся к архатству, они сразу берут целью бодхисаттву и не долго на архатстве не задерживаются. Если человек не успевает этого добиться за свою жизнь, остановившись на статусе архата, он погружается в состояние пустоты, а когда будет готов, перейдет на уровень бодхисаттвы.


Все достижения на пути к архатству, конечно, неплохи, они выходят за пределы земного существования, но не так ценны, как достижения бодхисаттв, считают они.


Такой же точки зрения придерживается китайский и восточноазиатский буддизм, где среди особых групп архатов почитаются Шестнадцать, Восемнадцать и Пятьсот Архатов.


Надо сказать, что архаты – это не какие-то мифические святые, ими были вполне реальные люди. Первые знаменитые портреты архатов писал китайский монах Гуаньсюя в 891 году нашей эры, благодаря чему мы можем узнавать, кто был удостоен одного из высших званий среди людей и божеств.

НАЙТИ СВОИХ АРХАТОВ

  • Сайт
  • Магазин