Жители Тибета и Непала считаются одной из самых добродушных и миролюбивых наций в мире. Большинство из них – вегетарианцы, проповедующие ненасилие и любовь ко всему живому.
Однако в их культуре мы достаточно часто видим изображения черепов, скелетов и масок с ужасающими ликами. Из настоящих черепов делают чаши, символические черепа есть в ожерельях, на набалдашниках посохов и браслетах. Что хотят донести до нас наследники одной из самых древних культур?
Что означают черепа
Главная цель буддиста — покинуть колесо сансары и выйти из череды перерождений. Это возможно, если у тебя чистая карма – нет грехов, доставшихся из прошлой жизни. А чтобы не нахватать новых уже в этой, нужно постоянное напоминание: мы все умрем, и это рано или поздно случится. И череп, как напоминание о смерти и олицетворение ее, должен приучить к этой мысли, чтобы избавить от страха.
Ритуальная чаша капала (габала) из черепа человека или животного – ее часто держат в руках гневные божества. Черепа на их атрибутах тоже обладают определённым смыслом.
Если черепами украшено оружие – до человека нужно донести смысл освобождения от всех привязанностей, иначе старая карма не умрет.
Отрубленные головы собраны в ожерелье или пояс – так можно обезглавить всех демонов (мысли), которые вводят человека в заблуждение и дат неверные знания.
Корона из черепов (их, как правило, пять) – символ пяти Будд высшей мудрости, которые помогут преодолеть любые препятствия.
Музыкальный инструмент – барабан дамару, сделан из двух половинок мужского и женского черепов, считайте, своеобразный инь/ян, единение и гармония мужского и женского начал и энергий.
Кхатванга - посох, жезл или дубина – черепа, насаженные на палку. Из оружия стал ритуальным атрибутом гневных божеств. Набалдашник - сосуд с нектаром бессмертия, стоящий на ваджре, двух голов и черепе, увенчанного ваджрой или трезубцем. В индуизме такой посох был у убийц брахманов, которые после совершенного преступления, были вынуждены на 12 лет становиться отшельниками, просить подаяние с чашей капала, носить одежду из конопли и всегда иметь при себе череп убитого как напоминание о содеянном.
Читипати
Танцующие хранители кладбищ – читипати (ситипати) (от санскритских слов Citi — погребальный костёр и Pati — владелец) – еще одна ветка культа черепа. Назначение у них то же – показать человеку, что смерть ходит совсем рядом. Два танцующих скелета – мужчины и женщины играючи подводят человека к мысли о том, что все мы, в итоге, примем их образ.
Есть две легенды о читипати. Согласно первой, мужчина и женщина медитировали на кладбище. Медитация была настолько глубока, что, вернувшись, они обнаружили свои тела съеденными дикими животными. Тогда пара дала клятву защищать медитирующих йогов от грабителей и животных.
По второй легенде, глубоко медитирующую пару нашли разбойники. Поскольку красть у них было нечего, разбойники срезали с костей все мясо и накормили им своих собак. Когда созерцатели вышли из транса, то не стали расстраиваться, наоборот, обрадовались, что наконец-то стали бессмертными и начали танцевать. Разбойники от страха умерли.
Читипати относятся к мирным божествам, которые приносят счастье и богатство. Обязанность читипати – мучить куклу, символ врагов дхармы (учения Будды) и отгонять палкой ворону, которая хочет похитить амулет. По канону во время ритуального танца скелетов на традиционном празднике Цам, надо посыпать зрителей пеплом кремированных людей – для полноты ощущений. Считается, что читипати защищают от воров.
И все-таки, почему череп
Не стоит впадать в мистический ужас – не надо искать мистику там, где ее нет. Дело в том, что в Тибете проблематично хоронить людей, закапывая их в землю. Сжигать тоже, как правило, не на чем – деревья в большом дефиците. Поэтому есть довольно страшный, на взгляд условно цивилизованного человека, ритуал небесных похорон, когда умершего относят на гору, где его тело расклевывают птицы. Все, что осталось, пускают в дело.
Если же тело все-таки сжигали, чаще всего череп оставался целым, и тогда он приобретал ритуальные свойства и становился чашей, инструментом или украшением, в зависимости от того, в чем нуждался его новый владелец на момент находки.