Сиддхартха Гаутама Шакьямуни — основатель одной из главных мировых религий – буддизма – духовный учитель, идущий во благе, победитель, приносящий мир.
Сразу отмечу, что будда – это не имя, это статус – «пробужденный», то есть, достигший нирваны, высшей из форм существования.
Его имя переводится как «Пробуждённый из рода Шакья (Сакья)».
Он родился в результате непорочного зачатия – во сне его матери привиделся белый слон с цветком лотоса, вошедший ей в правы бок, и привнесший в ее чрево новую жизнь.
Это было 624 или 623 до н. э. Достиг же паранирваны в 544 или 543 до н. э. (эта дата официально признана ЮНЕСКО, а в 1956 праздновалось 2500-летие буддизма).
Японские буддисты уверены, что Шакьямуни жил в 448–368 до н. э. Известны еще несколько дат, но примерно мы уже можем понимать, насколько давнее это событие.
По праву он должен был стать правителем страны, находящейся на территории нынешнего Непала, ибо был рожден принцем, но он, как человек, смотревший далеко вперед, и имевший безразмерный разум, решил пойти по иному пути, став для людей гораздо большим, чем очередным царем.
Однако, до великих свершений все шло своим чередом, маленький принц рос, в 16 лет женился на принцессе, родил сына, отгрохал 3 полноформатных дворца, в которых ему предстояло учиться, развиваться и становится умнейшим человеком на земле.
Его воспитывала младшая сестра матери. Отец же старался не забивать юноше голову религиями, страданиями и прочими приземленными проблемами. У юноши было все, что только может придумать человеческий ум, но он чувствовал, что какое-то это все не то.
Отметив свой 30-летний юбилей, он решил хоть одним глазком взглянуть, а что там, за высоким забором его крепостей. И там его ждали вовсе не озера с лебедями, привычные в папенькином дворце, а нищета, болезни, разлагающиеся трупы, в общем, то, от чего его так тщательно оберегали все это время. «Ну а что ты хотел – это жизнь», - успокаивал слуга принца, пребывающего в шоке. Именно тогда до него дошло, что болезнь, мучения, страдания неизбежны, и смерть – вот она, ходит у всех перед носом, и никто не в силах этого избежать. Больше того – смерти не нужны ни деньги, ни сокровища, так что откупиться тоже вряд ли удастся.
Принц оставил все свое богатство, взял котомку и своего верного слугу, и отправился в странствия. Он просил милостыню, изучал мудрые книги, достигал в медитациях высших состояний. Не раз его узнавали и предлагали стать царем, но Шакьямуни отказывался от земных благ и продолжал свой путь. Он подвергал себя суровым аскезам, думая, что умерщвление плоти – его цель. Уже даже самые преданные ученики покинули его, потому что началось что-то, противоречащее здравому смыслу. И вот однажды, когда он истощал настолько, что одна из селянок приняла его за духа дерева бодхи, он решил, что пора немного выдохнуть, пока сам не испустил дух, а иначе все его походы теряют смысл. Сел он под тем деревом, подкрепился вареным рисом, и впал в медитацию на 49 дней. На пятидесятый его озарило: истина – не в еде или смирении. Она – в невежестве!
И тотчас он достиг состояния бодхи – просветления, и стал буддой. Буддой Шакьямуни. Он понял, что бытие – это непрерывные страдания, рождения и смерти, но от этого можно освободиться, выйти из выматывающего колеса сансары, проповедуя Срединный путь спасения, который хрупок и проложен между двумя крайностями наслаждения и самобичевания, отправился в нирвану.
Следующие 45 лет он ходил по берегам Ганга и проповедовал Дхарму. Многие из его учеников стали архатами, а это среди мудрецов и просветленных считается величайшим достижением. В возрасте 80 лет он отправился в паранирвану – полностью исчез из всех планов существования. Но в умах своих последователей он остался вечной сущностью. А кто-то говорит о том, что о смерти он объявил в воспитательных целях, чтобы перестали заглядывать ему в рот за каждым словом, а начали, наконец-то хоть что-то делать сами. Так что есть мнение, что Будда Шакьямуни существует до сих пор в одном из своих тел: Теле Учения (или Теле Закона), Теле Наслаждения и Превращенное Тело.
Первоначально символами Будды Шакьямуни были колесо, ступа, дерево, трон и отпечатки его ступней. Дальше его образ был воссоздан в тханка, скульптурах, барельефах и картинах. Там он изображался вполне обычным человеком, но с признаками «великого» (всего 32 главных и 80 второстепенных): пятно на лбу, чакра на ступнях и ладонях, длинные руки, тонкие изящные пальцы, стройное тело, широкие плечи, его интимные места прикрыты одеждой, а кожа гладкая. Впрочем, так мастера изображали всех, кто был благородного происхождения. На статуях мы видим длинные мочки ушей и короткие волосы – это признак того, что человек был богат и носил тяжелые драгоценные серьги, а волосы обрезал, когда подался в отшельники.
Чаще всего Будда Шакьямуни находится в канонических асанах, а пальцы рук его сложены в мудры. Всего же есть 4 варианта изображений: лежащий, стоящий, сидячий и идущий.
Его учения после смерти были записаны в виде сутр и разошлись по всей Азии, породив бесконечное количество школ буддизма, но объединяет их одно: сострадание и жажда истины и познаний.
за красочные фотографии из пространства ШаманБазар в Москве Мастер Бо благодарит Анастасию Потоцкую
Master Bo